Лунные кратеры под Емецком
Через несколько минут Лариса приносит большой кусок ткани цвета хаки, из которого мне делают фартук. Михаил переодевается в рабочую одежду, которая сильно испачкана глиной. В мастерской стоят два гончарных круга, малый и большой. Повсюду посуда: латки, горшки, кувшинчики, есть даже детские свистульки. На окне сушатся свежевылепленные коричневые изделия.
– С ними еще придется поработать. Я занимаюсь производством чернолощеной и краснолощеной посуды, – объясняет мастер. – В зависимости от техники обжига черепок изделия приобретает либо охристо-красные тона, либо серо-черные.
Глина коричневая, а горшки получаются черные… Вспоминается детский стих Агнии Барто о том, что мыло бывает разным-преразным, а вода после него всегда черная. Дело в том, что в большинстве гончарных глин среди многочисленных составляющих содержатся различные соединения железа, которые и влияют на цвет глины после обжига.
Лощить – значит обрабатывать поверхность, чтобы она стала более упругой. Михаил протягивает кувшин, взятый с окна, – текстура его слегка влажная, вроде бы твердая, но не до конца. Гончар достает белый предмет – это «лощило», которым может быть любой твердый предмет. Провожу им несколько раз по пузатому боку кувшина, оставляя гладкие следы. Раньше это делали камнем. Михаил обрабатывает свои изделия снаружи и внутри, после чего они начинают блестеть.
Для работы мастер использует глины двух месторождений: для латок – из Уймы, а для остального – из Емецка. Материал заготавливает летом.
– Под Емецком есть местечко Аксеново, а там местность, которая называется «на ямах». Идешь по лесу, и там такой «лунный» пейзаж: ямы, ямы… Вот и у меня своя яма есть, каждый год ее копать езжу. Знаю, что там глина еще издавна использовалась для горшков, поэтому есть уверенность, что она и дальше как-то будет жить. Знаешь, что ждать от нее. За один заход привожу прицеп.