ГОНЧАР ИЗ БОЛЬШИХ КАРЕЛ

2012 © КАРЕЛЫ - ШУМИЛОВЫ
Яндекс.Метрика
ГОНЧАР ИЗ БОЛЬШИХ КАРЕЛ
ГОНЧАР ИЗ БОЛЬШИХ КАРЕЛ
ЛОЩЕНИЕ ГЛИНЯНОЙ ПОСУДЫ
Только что отлощёная посуда.
Очень часто меня спрашивают о "странном" цвете чернолощёной посуды. "Похожа на металл", или "покрыта графитной краской" и т.п.

Предупреждая все вопросы и домыслы попытаюсь рассказать о том, каким образом получается чернолощёная или краснолощёная посуда.

В зависимости от техники обжига черепок гончарного изделия может приобретать охристо-красные тона, либо серо-чёрные.
В чем же причина?

Сначала обращу внимание на два момента.
1. Большинство гончарных глин содержат среди многочисленных составляющих различные соединения железа, которые в основном и влияют на цвет глины после обжига.

2. Огонь в горне по своей химической природе может иметь один из последующих характеров:
- Окислительный, - когда воздуха (кислорода) в топке больше, чем необходимо для сгорания горючих газов.
- Нейтральный (труднодостижимый на практике), - когда воздуха в топке ровно столько, сколько необходимо для сжигания горючих газов.
- Восстановительный, - когда воздуха (кислорода) в топке недостаточно для полного сгорания горючих газов.

Соединения железа в окислительном огне постепенно переходят в окись железа (Fe2O3), что и придает черепку красный цвет.
Мы можем наблюдать это явление при возникновении ржавчины или окалины на железе (имеющей тот же красный оттенок).
В восстановительном огне (при недостатке кислорода и избытке угарного газа) железо постепенно восстанавливается до закиси (FeO), что придает черепку серо-черный тон, так напоминающий металл.

Задача гончара регулировать процесс обжига в горне и, в зависимости от того какую посуду он хочет получить на выходе, "управлять" огнем.
Краснолощёная и чёрнолощёная латки, выполненные из одной и той же глины.
Обожженая краснолощёная посуда.
Обожженая чёрнолощёная посуда.
Закладка посуды в горн
Обжиг в горне